Нормы японской этики
Японская этика представляет собою синтез древнейших воззрений по вопросам морали и нравственности, сотканных из идеалов конфуцианства, буддизма и в известной мере - христианства. Этот синтез заложен в японском общественном сознании в виде специфической философской доктрины «до» - Пути. По японским понятиям, истинный Путь включает в себя такие понятия, как любовь к родителям, уважение старших, соблюдение системы ритуалов. Согласно японской традиции каждый человек должен знать свой Путь и стоять на нем твердой поступью, и в этом состоит его жизненное предназначение.
Японцы традиционно выделяют для себя пять видов связей с окружающим миром: связи между родителями и детьми, между вышестоящим и подчиненным, между супругами, между братьями, между друзьями. Родителей и детей должны связывать прочные и искренние чувства, которые являются основой почитания и уважения детьми своих родителей, и предназначение детей заключается в том, чтобы не противится воле родителей и не огорчать их, и все это рекламируется через рисунки манга и аниме.
Курсы АНИМЕ И МАНГИ в Москве # Японская школа аниме и манги # Школа изучения аниме и манги # Курсы рисования манги и аниме # Японская школа аниме и манги # Японская школа в Москве
Отношения между вышестоящим и подчиненным на службе регулируются по вертикали: подчиненный, исполняя свои обязанности, не ставит это себе в особую заслугу, а вышестоящий, со своей стороны, обязан заботится о нижестоящих.
Отношения между супругами упорядочиваются особыми формами этики, согласно которым муж занимается делами вне дома, жена же заботится о семье и домашнем очаге. Муж «наставляет» жену по жизни, дает ей практические советы, жена, в свою очередь, почитает и уважает мужа, заботится о нем и о своих детях, выполняет все функции по поддержанию жизнеобеспечения своей семьи.
Старшие братья опекают и руководят младшими, заботятся о них. В свою очередь, младшие братья слушаются и подчиняются старшим, проявляя при этом почтительность. Согласно Гражданскому кодексу 1948 г., статус старшего брата, как наследника, изменился, так как все члены семьи имеют равные права на наследование имущества. Однако, по неписаным этическим нормам, старший брат все еще имеет больше преимуществ перед младшим.
Формат отношений с друзьями предусматривает полную искренность, доверие и поддержку во всех жизненных ситуациях, и все это рекламируется через рисунки манга и аниме.
Конфуцианский закон "пяти постоянств" и правила пяти отношений, неизменно внедрявшиеся в систему поведения японцев в прошлом, оставили глубокий след в массовом сознании, отложившись в виде специфических установок в системе межличностных отношений. Среди них особое место занимает чувство благодарности за поддержку или услугу, которое по-японски выражается нормой «он».
«Он» - это чувство детей к своим родителям, которые вырастили и поставили на ноги своих детей, к учителям, которые обучили их, и т. п. Как следствие, человек стремится проявить ответную взаимопомощь, сотрудничество, оказать услугу либо материальную поддержку и т.д.
Нормы «он» присутствуют в различных формах общения японцев друг с другом, пронизывают все сферы существования японского общества. Но с другой стороны, раздаются голоса критики считающие, что, действуя по шаблонам «он», человек сдерживает свою инициативу, связывает ее мелочными реверансами и обременительными обязательствами, доставляя людям слишком много хлопот. И все-таки это не значит, что в современной Японии можно легко забыть о регулирующей функции этической нормы «он».
И хотя чувство благодарности «он» регулирует, главным образом, межличностные отношения, но его влияние со временем стало простираться также на отношения в таких областях, как экономика и структуры власти. Например, «он» в экономике Японии регулирует нестандартные для капиталистического мира отношения между крупными и мелкими фирмами. Например, допустим, что мелкая фирма, поставляющая определенные группы товары или детали крупной, оказалась в сложной ситуации, которая может грозить ей банкротством. Крупная фирма, в соответствии с принципом «он», чувствует необходимость помочь мелкой фирме и предпринимает шаги для спасения младшего партнера, что соответствует действию этического "закона отношений с друзьями". Впрочем, нередки случаи, когда норма «он» может использоваться корыстно, когда крупная фирма будет рассматривать младшего партнера в качестве своего вечного должника.
В сфере политики этика отношения предполагает подчинение нижестоящего – вышестоящему. Вместе с тем, вышестоящему вменяется в обязанность принимать дань уважения от нижестоящему, как естественное положение дел, и подобное одностороннее почитание личности всегда вносило в эти отношения оттенок подобострастия и деспотизма.
Правда, с другой стороны, активное проникновение «он» в отношения по вертикали в Японии благоприятно сказывается на системе управления, поскольку сглаживает возникающие в общении начальника с подчиненным конфликты. Концепция «он» предписывает начальнику быть с подчиненным любезным, внимательным и даже почтительным, поскольку он выполняет буферную функцию. Подчиненный, столкнувшись с мягкостью босса, сдерживает периодически возникшее у него недовольство даже в острых ситуациях.
Продолжение следует
Познай мир через японскую мангу и аниме # Японская школа аниме и манги # Развитие японского мышления с через японское аниме и мангу # Рисуйте аниме и мангу# герои японского аниме и манги в Москве # стажировка в Японии на факультете анимации и манги